Архив сайта
Май 2022 (26)
Апрель 2022 (34)
Март 2022 (34)
Февраль 2022 (32)
Январь 2022 (34)
Декабрь 2021 (32)
Календарь
«    Май 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


1) "единственная нация, в отношении которой царскую Россию можно обвинить в геноциде – это черкесы. Вернее, это адыги, народы абхазо-адыгской группы... Все мы читали (ну, не все, а многие читали) и записки генерала Ростислава Фатеева, и отчеты адмирала Лазарева, которые звучали примерно так: на этой неделе вырезали одно черкесское село, на следующей неделе вырезали другое черкесское село, а вот на третьей неделе повезло, вырезали сразу три черкесских села.

Цитаты из высказываний Юлии Латыниной о черкесах





























И конечно, черкесы – храбрые ребята, но, к сожалению, они живут по побережью Черного моря, а России нужна дорога на Константинополь, поэтому мы их оттуда, с наших коммуникаций, уберем. Напомню, что в XIX-м веке ни чеченцы, ни аварцы не подвергались такого рода геноциду со стороны царской России просто потому, что им повезло, они жили далеко в горах и не перегораживали коммуникации России по месту потенциального наступления на Константинополь".
------------------------------------------------------------------------------------
2) Геноцидом, на мой взгляд, было то, что Россия в 60-х годах делала с черкесами. Это была именно политика целенаправленного уничтожения черкесов, потому что Россия стремилась к Константинополю. Она считала, что берег Черного моря должен быть русским.

Напомню, что всё Черноморское побережье Кавказа, которое сейчас усыпано такими городами, которые называются Туапсе, Сочи, где течет речка Псоу, это всё черкесские названия. Там еще в XIX веке жили черкесы. Они были истреблены абсолютно сознательно. Российские офицеры докладывали, что вот сегодня уничтожено это село, сегодня уничтожено это село. Правда, это также имело вид изгнания. Но изгнание, на самом деле, заключалось в том, что черкесы сгонялись на берег моря, откуда их могли забрать турецкие корабли. Большая часть черкесов просто на этом берегу моря и умерла, и русские офицеры описывали мертвых младенцев, которые сосали грудь мертвой матери. Небольшая часть доехала до Турции, еще некоторую часть турки грузили на корабли, потом сбрасывали в море и возвращались за следующей порцией, потому что так было доходней.
------------------------------------------------------------------------------------
3) 21 мая, сегодня – день, в который отмечается геноцид Черкесского народа.

Напомню, что в середине XIX века Российская империя продвигалась вдоль Западного Кавказа, целью ее был Константинополь. И так получилось, что Восточный Кавказ, который она тоже завоевала, то есть Чечню и Дагестан – там не очень трогали народы, они остались на тех местах, где они были, а на Западном Кавказе вдоль всего побережья Черного моря, там, где сейчас расположены Краснодарский и Ставропольский края, было решение очистить, цитирую, «очистить этот край от населения, решить окончательно черкесский вопрос (слово «очистить» не мое, это доклад Евдокимова Александру II, 1863-й год). Можно с уверенностью сказать, что в течение зимы все непокоренное население, остающееся на северном склоне хребта, будет изгнано оттуда и весь этот край будет очищен». Цитата закончена.

В итоге очищения к следующему году от 4-миллионного адыгского этноса на Западном Кавказе осталось не более 50 тысяч человек, «совершился факт, почти не имевший примеров в истории» – это тот же самый генерал Евдокимов. Не все были убиты, некоторые имели возможность уехать в Турцию, что тоже очень часто равнялось гибели, потому что те концентрационные лагеря, в которые превратилось Черноморское побережье, во-первых, в них люди умирали от голода и холода, а во-вторых, очень часто турки, которые брали деньги за то, чтобы перевести черкесов в Турцию, они просто отъезжали от берега подальше, выбрасывали их за борт и приезжали за новой партией. Выглядело это так: «Поразительное зрелище представилось глазам нашим по пути, – это пишет очевидец окончательного решения черкесского вопроса Дроздов, – разбросанные трупы детей, женщин, стариков, растерзанные, полуобъеденные собаками, изможденные голодом и болезнями переселенцы, еле поднимавшие ноги от слабости. Такое бедствие и в таких размерах редко постигало человечество».

Вот Берже, порученец при штабе Евдокимова: «И, действительно, чье сердце не содрогнулось бы при виде, например, молодой черкешенки в рубище, лежащей на сырой почве под открытым небом с двумя малютками, из которых один в предсмертных судорогах боролся со смертью в то время, как другой искал утоления голода у груди уже окоченевшей матери. А подобных сцен встречалось немало». Россия, царские генералы – можно почитать «Кавказскую войну» Ростислава Фадеева – говорили об этом совершенно открыто. Они считали, что это стратегическое решение вопроса. Что если бы черкесы оставались на берегу Черного моря – а они жили там сплошной полосой от Абхазии… Понятно, что такие слова как Туапсе, Сочи – это адыгские слова, это не русские слова. Если бы черкесы там оставались, они бы представляли опасность, их бы там финансировала Англия, они бы преградили России дорогу на Константинополь. Об этом говорилось как о факте, при этом не умалялось ни мужество сопротивлявшегося России народа, ни своеобычности его обычаев. Тогда еще не было принято своих врагов называть «негодяями» и тогда еще не было принято говорить, что никакого геноцида не было. Собственно, вот это такой страшный урок, который случился в истории, и если есть что-то в этом уроке, так это то, в чем проиграла черкесская нация – в том, что у нее не было государства.

Это было высокоразвитое общество в отличие, допустим, от североамериканских индейцев. Достаточно сказать, что когда казаки стали заниматься земледелием в этом крае, то они угробили экосистему – черкесы давали гораздо более высокие урожаи. Но у черкесов не было государства. У них были очень высокоразвитые кодексы чести, поведения, Адыгэ хабзэ. Они веками поставляли на Ближний Восток воинов, полководцев, их воины, проданные своим же народом в рабство, выигрывали битвы у монголов, правили Египтом, но у себя на Родине черкесы государства не создали. И вот это оказалось для них абсолютно трагичным. И когда я смотрю на современную Россию, где государства, в общем-то, тоже нет, потому что то, что есть, это не государство, я думаю, что все народы, не создавшие государства, рано или поздно оказываются обречены.
------------------------------------------------------------------------------------
4) «… Я сейчас, допустим, читаю книжку царского генерала Ростислава Фадеева «Кавказская война». А это книга в основном о войне, которая велась на Западном Кавказе, то есть война, которая велась с абхазо-адыгскими племенами.

Это жестокая книга, поскольку в ней очень просто сказано, что «… вы знаете, тут на Черноморском побережье жили какие-то шапсуги и убыхи, нам нужно было Черноморское побережье, поэтому мы не могли ограничиться покорением этих племен в обычном смысле слова, мы должны были их вырезать».

Это книга о геноциде. Книга о геноциде адыгских племен, которые были абсолютно полностью вырезаны на Черноморском побережье Кавказа. Которые были рассечены клиньями российских поселений и до сих пор Черкесия, Кабарда отделены друг от друга Ставропольским краем.

И часть которых сумела эвакуироваться в Турцию, но тоже это была эвакуация, знаете, по типу, «кто выжил в этих концентрационных лагерях».
И тем не менее в этой книге – абсолютно жестокой, как «Майн кампф», нет ни единого слова презрения в адрес противника. Есть уважение к противнику.

Там говорится, вот, такие нехорошие были черкесы, нам нужно было побережье этого моря, поэтому мы их вырезали. Но там нет ни одного слова, что они подонки, сволочи, гады, что они не умеют воевать. Потому что Ростислав Фадеев был царский генерал, был дворянин, он сам воевал во главе своих войск.

Ему было противно назвать своего противника чем-то, кроме героев, и чувствовать в нем чего-то другого, кроме героя. Вот это, к сожалению, наша нынешняя российская армия утратила. А приобрела она взамен дедовщину»…
---------------------------------------------------------------------------------
5) Слушатель: Смотрите, вы просто вдавались в историю, поэтому я иду еще дальше, как вообще происходило переселение оттуда беженцев, если можно так сказать. Вообще, при царской власти абхазы, так называемые абхазы, были переселены из Абхазии в Турцию. Грузины в том числе были переселены из Абхазии в оставшуюся часть Грузии. После этого пытаясь восстановить историческую справедливость, Сталин и Берия, в основном Берия, искусственно переселяли грузин из Западной Грузии в Абхазию.

Ю. Латынина: Понятно, Александр. Я получила замечательный ответ на этот вопрос: Сталин и Берия восстановили историческую справедливость и переселили грузин в Абхазию. Я думаю, когда этот ваш ответ услышат абхазы, я даже думаю, что когда этот ответ услышит ООН, она полностью поймет, почему Абхазия хочет быть независимой, если, оказывается, Сталин и Берия, переселяя народы – как те, так и другие, восстанавливали историческую справедливость. Правда, вы немножко ошибаетесь. Дело в том, что вы путаете так называемых "мухаджиров", насильственных переселенцев с Северного Кавказа – черкесов, кабардинцев, черкесские племена, адыгские племена, которых выселяли, или, скорее, это даже не было выселением, это было геноцидом, в 60-х годах XIX века, которых насильственно выселяли в Турцию, и абхазов, которых практически не трогали. Мне странно об этом говорить вам, человеку, который жил в Абхазии. Но, может быть, вы не имели возможности сравнить то, что происходило с абхазо-адыгскими племенами в Абхазии, и то, что с ними происходило собственно на территории России, на территории западного Северного Кавказа.

Дело в том, что это очень наглядная разница. Она заключается в том, что когда вы приезжаете в абхазское село, вы видите огромное село с огромными землями. Вы видите дом, в котором иногда один-два гектара личного подворья. Вы видите уникальную вещь, которую я, кстати, не видела вообще нигде – это могилы предков непосредственно во дворе. Такой дом невозможно продать, потому что как продать могилу твоего отца? Такой дом, кстати, невозможно купить – кто будет покупать дом с могилами? Это огромные села, которые не стеснены и которые представляют из себя типичные села, в которых жили абхазо-адыгские племена так, как они жили еще в XII, XIII, XIV веке. Когда вы приезжаете на территорию Кабарды или Карачаево-Черкесии, вы видите страшные села, села-резервации, в которых черкесское или кабардинское население было согнано с гор, несколько сел были насильственно объединены в одно. Там уже, конечно, никаких во дворе могил, никаких вольготных просторов. Вы видите просто другой тип организации сельской жизни, созданной совершенно насильственно.

Еще раз повторяю, что именно с российского Западного Кавказа российская армия выселяла и уничтожала черкесов, причем история о том, как это происходило, относится к не самой приятной странице истории России, потому что если вы прочитаете мемуары царских офицеров той поры, мемуары Ростислава Фадеева, просто историю кавказской войны, то вы увидите сентенции, перед которыми бледнеет "Майн Кампф" Гитлера. Там все звучит примерно так: сегодня уничтожили одно село, завтра уничтожили другое, вот, даст бог, через неделю уничтожим еще четыре села. И те люди, которые не были уничтожены и согнаны на берег, им сказали, что они могут переселиться в Турцию, они, в общем, там практически на берегу и умирали. И опять же российские офицеры оставили страшные свидетельства того, как это происходило – воспоминания о мертвых женщинах, из-под которых высовывались мертвые дети, о людях, которые чуть ли не ели друг друга, ну и, конечно, о том, как турецкие корабли, которые якобы должны были перевезти черкесов за плату в Турцию, они брали деньги, отвозили черкесов в море, топили их там и возвращались за новой порцией. На Красной поляне до сих пор кости не зарытые, которые сейчас вырывают бульдозеры, которые строят Олимпиаду.
-----------------------------------------------------------------------------------
6)
Слушатель: Убыхи, они жили там, река Мзымты, река Сочи. Они, кстати, распространялись и в Абхазии, это убыхи были. Они воевали до последнего. Я просто читал исторические факты. Даже они заявляли то, что мы будем драться до конца, и если нам нечем будет драться, значит, мы вспорем животы своим женам и достанем новых воинов. И их всех вывели…

Ю. Латынина: Спасибо большое. Вам следует внимательнее читать исторические факты. Еще раз даю историческую справку. По памяти. На Причерноморском побережье Северного Кавказа сплошной полосой от современной Абхазии до современного Краснодарского края жили абхазо-адыгские племена, причем по языковому составу, грубо говоря, каждое из этих абхазо-адыгских племен понимало соседнее. Абхазы понимали, если я правильно помню, убыхов. Убыхи понимали абадзехов. Абадзехи понимали натухайцев. Натухайцы понимали черкесов. Черкесы понимали кабардинцев. Там еще были шапсуги рядом с убыхами. Вот кабардинцы абхазов уже не понимали, потому что разница была слишком далека. Как раз разница между тем, что современные абхазы не понимают современных черкесов, и промежуточного звена нет, как раз вот эта пугающая языковая лакуна действительно свидетельствует о размахе геноцида.

Убыхи, вы совершенно правы, были практически полностью истреблены, вообще полностью. Если я не ошибаюсь, нет ни одного убыхского села. Осталось одно натухайское. Осталось, по-моему, одно абадзехское. Убыхи были полностью истреблены, остались только в Турции. Я лично видела одного убыха в своей жизни, но он был импортный - из Турции, он как раз приехал воевать в Абхазию за независимость Абхазии против Грузии. Поскольку он импортный, он попал в отряд Шамиля Басаева. И говорил по-русски с непередаваемым чеченским акцентом. Так вот, убыхи, однако, не были нацией, они были просто племенем. И вся проблема абхазо-адыгских племен заключалась в том, что это были племена, которые создали очень высокий уровень социальной и культурной организации. У них были поразительно разработанные кодексы поведения. Собственно достоинство обычаев, которые не уступали самым совершенным кодексам, регулирующим взаимоотношения людей в любой стране. При этом у них так и не возникло государство. Даже не всегда у них были князья. У некоторых племен были - кабардинские князья, у некоторых племен было только дворянство - уорки, которые чувствовали себя так же свободно и с таким же достоинством, как граждане в Древней Греции.

В значительной степени то, что происходило на Северном Кавказе, вообще та система общественного устройства абхазо-адыгских племен, она, как ни странно, может быть сравнена с системой греческих полисов, потому что греческие полисы были такая же череда независимых общин, связанных друг с другом едиными культурными центрами с очень высокими, развитыми нормами гражданского поведения, с очень хорошей экономикой. Но без единого государства. Некоторые из этих полисов были аристократические, некоторые – демократические. Примерно то же было у абхазо-адыгских племен. У них была очень хорошо развита экономика. К сожалению, все наблюдатели отмечали, что когда на Северный Кавказ на эти места пришли казаки, то казаки не смогли оставить сельское хозяйство на том же уровне, на котором оно было у абхазо-адыгских племен. Там просто произошла экологическая катастрофа в числе прочего.

Но история абхазо-адыгских племен – очень страшная история того, что родовое общество высокоорганизованное не может противиться государству, как бы ни была высока его культурная организация. И это еще одна очень страшная история. Дело в том, что абхазо-адыгские племена в течение столетий, даже не десятилетий, а столетий, начиная еще с начала нашей эры, занимались одним очень интересным делом - они продавали самих себя, даже не всегда людей из соседнего села, иногда собственных дочерей, братьев и детей. Они продавали самих себя на экспорт в средиземноморский регион – иногда в качестве рабов, иногда в качестве военной силы. И благодаря этому, например, несколько крупнейших египетских династий возглавлялись эмирами черкесского происхождения. Вот то, что называется обычно египетскими мамлюками в целом ряде случаев это были на самом деле черкесы. И вот такой экспорт интеллекта и мощи нации, постоянный уход этой нации на экспорт, он кончился для абхазо-адыгских племен очень печально, и это, кстати, конечно, такой спорный вопрос.

Юлия Латынина обозреватель 'Эха Москвы', кандидат филологических наук, известный журналист и писатель

Юлия Латынина обозреватель 'Эха Москвы', кандидат филологических наук, известный журналист и писатель. facebook.com
 (голосов: 1)
Опубликовал admin, 17-10-2018, 18:17. Просмотров: 1862
Другие новости по теме:
21 мая: сегодня – день, в который отмечается геноцид Черкесского народа
Юлия Латынина (?) о геноциде черкесов, генерале Ростиславе Фадееве и «русск ...
Вячеслав Чирикба: «Убыхский народ практически сгорел в борьбе за свободу»
"Грузины и абазы в едином государстве были бы готовы на самопожертвование ...
В чьей собственности черкесы, чтобы отдавать их или не отдавать кому бы то ...