Архив сайта
Июль 2019 (15)
Июнь 2019 (12)
Май 2019 (12)
Апрель 2019 (17)
Март 2019 (16)
Февраль 2019 (24)
Календарь
«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Аннотация: В статье сравнительно анализируются мегалитические ансамбли эпохи бронзы Западного Кавказа. Проводятся параллели с подобными современными памятниками Древнего Египта и Западной Европы, которые приводят к выводу о синтетической сложности архитектурной мысли кавказских зодчих.

Основная идея статьи заключается в культурной родственности архитектуры майкопской и дольменной археологических культур. Майкопская мегалитическая архитектура – эпизод в истории развития дольменной культуры.

Ключевые слова: испыун, мегалитический, ансамбль, план, комплекс, дромос, кромлех, менгир, толос.

Megalithic architecture of Maikop and dolmen cultures

Abstract:
The article comparatively analyzes megalithic ensembles of the Bronze Age of the Western Caucasus. Parallels are drawn with similar modern monuments of Ancient Egypt and Western Europe, which lead to a conclusion about the synthetic complexity of the architectural thought of Caucasian architects.

The main idea of the article is the cultural affinity of the architecture of the Maikop and dolmen archeological cultures. Maykop megalithic architecture - an episode in the history of the development of dolmen culture.

Keywords: testun, megalithic, ensemble, plan, complex, dromos, cromlech, menhir, tolos.



Северокавказским исследователям археологии и истории эпохи раннего металла известна архитектура дольменной культуры Западного Кавказа, представленная в трёх монографиях В.И. Марковина. Но в них московский археолог показывает самую массовую и в своём роде серийную часть из отдельных построек прямоугольно-замкнутого плана. Исключение составляет мегалитический ансамбль Псынако 1, опубликованный в последней монографии В.И. Марковина «Дольменные памятники Прикубанья и Причерноморья» [1: 312-339].

Сравнивая этот комплекс с мегалитическими ансамблями ранней бронзы в Западной Европы, исследователь, из-за его единичности здесь, делает вывод о его вторичности, как в хронологическом, так и в типолого-стилистическом плане.

Оказывается, Псынако 1 не единственный сложный архитектурный комплекс на Западном Кавказе, в котором синтезированы компоненты дольменной и майкопской культур.

Необходимо анализировать ещё как минимум десяток мегалитических комплексов, выявленных на сегодняшний день на территории Краснодарского края, Адыгеи и Абхазии. Из них более сложными и монументальными являются: в урочище Хашпек (Клады) близ ст. Новосвободной – комплексы кургана №11 (под т.н. Серебряным курганом) и кургана №39 (Клады 2) по раскопкам А.Д. Резепкина; в пос. Каменномостском (ст. Хаджох) также два комплекса – дольмен с аллеей менгиров, исследованный и опубликованный Е.Д. Фелициным [2: 46], и испыун (дольмен) портально-коридорного типа по разведкам автора в 1998 г. В Причерноморской Шапсугии – упомянутый ансамбль Псынако 1, названный его открывателем и исследователем М.К. Тешевым «храмом солнца», и мегалитический комплекс на р. Бжеф (левый приток р. Аше) близ а. Лиготх, обследованный автором; в Абхазии – замечательный концентрический ансамбль под курганом в с. Отхара, исследованный И.И. Цвинария [3: 9-21].

Кроме перечисленных семи памятников, внимания заслуживают: комплекс и окружение Майкопского кургана Ошад; один из мегалитических памятников Усть-Сахрая; два дольмена с двориками в Джубге (Туапсинский р-н); мегалитический комплекс Гузерипльского дольмена №2 и испыуна № 528 на Кизинке.

Если даже учитывать семь сложных памятников из этого списка и территорию, на которой они расположены, то при сравнении с Западной Европой, где В.И. Марковин приводит семь мегалитических комплексов, подобных Псынако 1 [1: 336], Западный Кавказ по насыщенности памятников выглядит предпочтительнее, не уступая в древности европейским.

Западно-кавказские памятники, такие как Псынако 1, Ошад, ансамбль кургана № 39 Хашпека, Джубгинские испыуны, Отхара в Абхазии, Кизинковские, Гузерипльские и Усть-Сахрайские испыуны, демонстрируют, наравне с европейскими, синтез круглоцентричных с прямоугольно-замкнутыми планами.

Комплексы кургана №11 (Серебряного), Бжефа и кургана № 30 (Хашпека) обнаруживают сходство с храмово-погребальными ансамблями древнего Египта, в которых господствуют прямоугольно-замкнутые планы [4: 79, 111].

Под большим каменным курганом Псынако 1 (диаметр – 70 м, высота – в древности не менее 7 м), расположенным на р. Пшенахо близ п. Анастасиевка Туапсинского р-на, Тешевым М.К. в 1972-1983 гг. был открыт мегалитический ансамбль. В центре кургана установлен испыун плиточного типа с намёком на портал. Над ним был сооружен круглый толос (незавершённый купол) из плитняка на известково-угольно-глиняном растворе. К фасаду испыуна (дольмена) с юго-запада подведён дромос – каменный крытый коридор длиной 11,70 м, высотой 80-100 см, шириной 0,35-0,97 м. Вход в дромос имел вид вертикального колодца, впущенного в полу кургана.

Каменный толос над испыуном был укрыт глиняной водонепроницаемой «подушкой», повторяющей форму толоса. Всё это сооружение вместе с дромосом было заложено каменной массой кургана из довольно крупного булыжника, сложенного тщательно приёмом расклинивания.

На вершине курган увенчан был круглой горизонтальной площадкой, ограждённой более крупными булыжниками, которая по диаметру повторяла размеры толоса. От этой площадки радиально спускались вниз по склонам кургана 12 каменных рёбер из крупных булыжников, количество которых М.К. Тешев высчитал по фрагментам двух оставшихся у основания насыпи. Подножие кургана было зафиксировано кромлехом – крепидой, выполненной из валунов (Табл. 1, рис. 5).

Кроме культовой функции «храма солнца» Псынако М.К. Тешев предполагал ещё астрологическо-астрономическую, предлагая видеть в этом сооружении своеобразную обсерваторию.

Реконструируя историю жизни и строительства в урочище Пшенахо по археологическим данным, В.И. Марковин разделил её на три этапа: позднеэнеолитический, иллюстрированный керамикой с накольчато-жемчужным орнаментом; раннебронзовый с керамикой красно-мажущейся поверхности и налепленными «жемчужинами» новосвободненского стиля; дольменный с более грубой технически керамикой, орнаментированной гравировкой, расчёсами, налепами. При этом всю мегалитическую архитектуру Псынако 1 В.И. Марковин считал выполненной дольменостроителями [1: 315-333]. Это объясняется мыслью исследователя о культурно-хронологическом разграничении майкопской и дольменной культур.

Однако сам В.И. Марковин в своей последней монографии, уточняя себя, пишет: «Псынако 1, если учесть указанные факты, мог быть построен в первой половине III тысячелетия до н.э., около его середины», т.е. в период расцвета майкопской культуры.

Обычное представление археологов о том, что дольменная культура сменяет майкопскую (по В.И. Марковину, вытесняет), прекращая её существование, опровергается материалом Усть-Сахрайского мегалитического некрополя, основанного в конце V тысячелетия до н.э. [5: 7, 23] и датами некоторых испыунов (дольменов) [6: 41]. Следовательно, мегалитическая архитектура не моложе, а древнее майкопской и даже более того, майкопская культура может рассматриваться как эпизод в истории дольменной культуры Западного Кавказа.

Замечательным архитектурным ансамблем культуры строителей мегалитов представляет реконструкция мегалитического комплекса, открытого под известным в археологии, фольклоре и топонимике Северо-Западного Кавказа Серебряным курганом, в урочище Хашпек (Клады) близ ст. Новосвободной. Под громадной насыпью этого памятника А.Д. Резепкиным исследовано более пятидесяти погребений эпохи энеолита и бронзы, в том числе, несколько курганных.

Самым крупным из погребённых курганов был на восточной периферии Серебряного. С его восточной стороны откопан плиточный портальный испыун-дольмен. В четыре м. на восток от мегалита расчищена мощёная плитняком прямоугольная площадка размером 30 на 32 м, ограждённая низким бордюром из каменных плиток, поставленных на ребро.

На площадке, ориентированной по сторонам света, установлены три менгира в виде известняковых плит. Самый массивный из них высотой 100 см стоит на линии продольной оси испыуна; последний ориентирован фасадом на юго-восток. Расстояние от дольмена до менгира – 14 м.

Малые менгиры установлены вблизи восточного бордюра по обе стороны от осевой линии «запад-восток». На площадке найдена большая известняковая плита с обломанными краями, орнаментированная трёхрядным фризом из низкорельефных мальтийских крестов и концентрических окружностей. На задней стене в интерьере испыуна рассмотрено сильно стёртое (обсыпавшееся) изображение красной и чёрной охрой, напоминающее безголовую фигуру человека с раскинутыми руками на уровне плеч.

В портальной части испыуна обнаружена скульптура животного 1, 2 м из известняка. Но отбитая голова и ноги зверя затрудняют определение особи.

На площади и в подкурганных мегалитах урочища Хашпек найдены различные каменные архитектурные детали-плиты с выбитыми геометрическими, солярными и зооморфными изображениями с подкраской красной краской целая трёхметровая колонна с капителью месопотамского ордера эпохи бронзы. Автор попытался с помощью графической реконструкции собрать эти находки в одну постройку, и получилось изображение небольшого мегалитического храмика, который не найден, но мог стоять на месте портального испыуна кургана № 11 в эпоху энеолита и ранней бронзы.

Ко времени ранних дольменов храм был уже развален, а элементы его конструкции и декора использованы в различных мегалитических сооружениях.

Не менее сложным ансамблем представляется после графической реконструкции комплекс кургана № 39 урочища Хашпек (Клады 2). Здесь также под большой насыпью на юго-восточной периферии раскопан погребённый курган с двумя мегалитическими гробницами, нанизанными на одну ось «северо-запад-юго-восток». В юго-восточной части погребённого кургана, диаметр которого примерно 32 м. и который окружён булыжным кромлехом — крепидой, был сооружён плиточный испыун портально-коридорного типа. Анты боковых стен, выступающие за плоскость передней стены на 60 см, продолжались длинными плитами в два раза ниже портальных, образуя коридор с расширением в направлении осевой линии испыуна «северо-запад-юго-восток». Длина их около трех м. судя по основанию лежавшей в коридоре второй поперечной плиты с круглым отверстием, она стояла вертикально примерно на 2/3 длины коридора от антов (торцы боковых стен испыуна).

На расстоянии 11 м. от передней стены испыуна на его осевой линии стояла одиннадцатигранная башня с восьмигранной шатровой крышей, которая покоилась на многоугольной плите основания. Половина этой плиты уцелела. В центре плиты основания – круглое углубление, очевидно, для опорного центрального столба, поддерживающего шатёр крыши.

Несомненно, это та самая шатровая гробница, которую открыл Каменев в 1869 г., а позже обследовал Е.Д. Фелицин [7].

В отношении конструкции плиточного испыуна-дольмена портально-коридорного типа необходимо заметить то, что его боковые стены подперты контрфорсами, а крыша ступенчатая из двух плит.

В подтверждение декларативных замечаний о том, что кавказские дольмены – ровесники Египетских пирамид, автор этих строк совместно с И.Ю. Джанхотом в отдельной брошюре провёл сравнение кургана № 39 Хашпека с комплексом храма бога солнца Ра и пирамидой Наусерра в Абусире, а также с ансамблем пирамиды Сахура в той же долине, созданными в эпоху древнего царства (2649-2134 гг. до н.э.).

Важно ещё заметить, что соединение в одной композиции круглоплановых центричных элементов (кромлех, толос Псынако, шатровая гробница и кромлех Хашпека (Клады 2) с прямоугольно замкнутыми (дромос и испыун в Псынако, коридор испыун Хашпека) в III тысячелетии до н.э., возможно, первые опыты такого плана. Подобные сложные архитектурные эксперименты классически завершились в Византийском храме самого раннего средневековья, соединившем римскую базилику с круглым баптистерием.

Если мегалитический ансамбль кургана № 39 Хашпека композиционно и функционально сравним с современными ему ансамблями Древнего Египта, то сложный комплекс Псынако ещё с большим успехом сопоставляется по шести параметрам с комплексом грандиозного кургана Нью-Грендж в Ирландии.

Отличным и оригинальным элементом ансамблей Западного Кавказа, отсутствующим в древнеегипетской и древнеевропейской мегалитической архитектуре, является испыун – каменный «дом карлика», составляющий главный смысловой, а в большинстве случаев и композиционный, и геометрический центр ансамбля.

Обобщая сказанное о древней мегалитической архитектуре Западного Кавказа необходимо, во-первых, расширить хронологический диапазон её развития в сложном дольменообразном виде от последней четверти IV тысячелетия до середины II тысячелетия до н.э., т.е. более полторы тысячи лет.

Во-вторых, следует обратить внимание на сложность и прогрессивность для своего времени композиционной и инженерной мысли древних зодчих, в том числе в ансамблевой связи с ландшафтом.

В-третьих, обращает на себя внимание общий высокий уровень каменнотёсной и монтажной работы дольменостроителей.

В-четвёртых, мегалитические зодчие познали и начали осуществлять самые сложные вопросы образно-художественного выражения искусства архитектуры, достигнув во многих произведениях сложного синтеза пространственных искусств – архитектуры, скульптуры, живописи, особенно скульптурографики.

В последующие эпохи на Северо-западном Кавказе имели место эпизоды мегалитическо-возрожденческого характера. В частности, в античную эпоху в Закубанье в рамках меотской культуры строились каменные подкурганные погребальные склепы [8: 130, 131] с дромосами и анфиладой помещений. В позднем средневековье в Причерноморской Шапсугии (Чемитоквадже, Сортучасток) было построено 100 толосовидных восьмигранных мегалитических гробниц, повторявших форму и конструкцию подобных мегалитов эпохи бронзы на Красной поляне [9: 48, 49]. Но ни в тех, ни в других не видно того монументализма и сложности зодческой мысли, которыми отличаются мегалитические создания дольменостроителей энеолита и бронзы.

Литература:

1. Марковин В.И. Дольменные памятники Прикубанья и Причерноморья. – М., 1999.
2. Фелиции Е.Д. Западнокавказские дольмены // МАК, – М., 1904. – Т. IX.
3. Цвинария И.И. Археологические раскопки в с. Отхара в 1975. Году // Материалы по археологии Абхазии. Мецниереба. – Тбилиси, 1979.
4. Целлар Каталина. Архитектура страны фараонов. – М.: Стройиздат, 1990.
5. Джанхот И.Ю., Ловпаче Н.Г. Новые дольменные памятники Западной Черкесии. – Майкоп, 1999.
6. Трифонов В.А. Что мы знаем о дольменах Западного Кавказа и чему учит история их изучения // Дольмены. – Краснодар, 2001.
7. Каменев Н.Н. Попытки археологических разведок в Кубанской области.//Кубанские войсковые ведомости. № 47. – Екатеринодар, 1871.
8. Анфимов Н.В. Древнее золото Кубани. – Краснодар, 1987.
9. Воронов Ю.Н. Древности Сочи и его окрестностей. – Краснодар, 1979

Вестник науки АРИГИ №13 (37) с. 100-105.


Нурбий Ловпаче: Мегалитическая архитектура майкопской и дольменной культур

Нурбий Ловпаче: Мегалитическая архитектура майкопской и дольменной культур
 (голосов: 1)
Опубликовал admin, 4-06-2018, 12:43. Просмотров: 217
Другие новости по теме:
Загадочные дольмены – Храм Солнца, Псынако-1 и -2 (Причерноморская Шапсугия ...
Нурбий Ловпаче: Археологический комплекс Бутковой поляны
В Национальном музее Адыгеи открыта экспозиция эпохи бронзы
Ученые Германии назвали Адыгею центром ранней бронзы на Северном Кавказе
Краеведы и археологи Адыгеи предлагают создать музей «Испыун»