Архив сайта
Декабрь 2019 (9)
Ноябрь 2019 (30)
Октябрь 2019 (31)
Сентябрь 2019 (30)
Август 2019 (33)
Июль 2019 (30)
Календарь
«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


В Конвенции Монтевидео 1933 года закреплены четыре признака государства, как субъекта международного права:

Спенсер, Люлье и Дубровин о черкесской демократии и государственности





























постоянное население;
определённая территория;
собственное правительство;
способность к вступлению в отношения с другими государствами.

Признания другими государствами не требуется, то есть конвенция закрепляет декларативную теорию государственности.

«Правительство почти всех адыгских конфедеративных племен в настоящее время, можно сказать, более республиканское, чем аристократическое. Ни возраст, ни ранг, ни богатство не имеют какого-либо значения в выборе старейшины; сила, добродетель и дар красноречия — единственное необходимое условие».

«Все эти племена находятся под властью князей и аристократов, которые признают подобную родословную, отличаемую название Аттехей: их владения были, некогда, кажется, очень значительными, включающими почти все Кавказские районы, Кубанскую Татарию и часть Крыма. Их форма правительства, в настоящее время, можно сказать вид аристократической республики, состоящей из трех классов – вождей, аристократов и членов клана. Среди них различие рангов узнается тогда, когда касается народных дел, самое настоящее равенство, характеризующее их манеру жизни и домашние обычаи. Вожди, называемые хануко, уздени, ханы и пши, которые обычно осуществляют главную власть, считаются их уважаемыми соплеменниками скорее верховными судьями, чем мелкими монархами, чей деспотизм не знает никаких других ограничений, кроме их собственных капризов, т. к. если они действуют деспотично или нарушают древние законы и обычаи своих отцов, они смещаются с должности; что и случилось с двумя или тремя Хапсоухи (шапсугскими – Н. Н.) князьями за несколько лет до этого».

«Во многом жители Кавказа и их отношения со своими вождями похожи на горские кланы Шотландии прежних лет: тирания им неизвестна; и они живут от поколения к поколению под покровительством своих уважаемых вождей, чьи земли они возделывают в мирное время и защищают во время войны, перед нами необычная картина народа, называемого в Европе варварами, сохраняющего неизменными свою судьбу, обычаи и ритуалы с незапамятных времен; и, хотя разделенные на столько различных племен, некоторые живут в замкнутых долинах, другие – в горах, образуя отдельные республики» (Эдмонд Спенсер).

«Между Абадзехами демократическое образование общества совершалось постепенно и без ощутительных потрясений. В последнее время административное устройство у Натухажцев и Шапсугов следующее:

I. Общественное управление, как не имеющее главы, республиканское.

II. Законодательная и распорядительная власти имеют начало свое в народе; следовательно и управление должно считаться демократическим.

III. Способов созывать депутатов или представителей народных два: первым из них от каждого племени назначается определенное число доверенных лиц, для выбора которых племя должно предварительно собраться: вторым же выбор делается: у магометан от Джемагата, а у жителей прибрежья морского, где еще не водворился закон Магомета, от Тгахапха, которые можно сравнить с нашими церковными приходами. Преимущественно же употребляется последний способ.

IV. На время военных действий и набегов, Черкесы следуют за одним или несколькими вождями. Тут с одной стороны является власть, а с другой подчиненность. Они отправляются охотно, без принуждения, и от доброй воли каждого зависит участвовать в походе или от него отказаться. В этом отношении нет никаких принудительных мер: это тоже что воинский наряд времен варварства. Бывают однако же случаи, когда требуется поголовное вооружение, и от него не может отказаться никто, кто только в состоянии носить оружие.

V. Гражданская часть управления не сосредоточена ни в чьих руках. В каждом племени возникающие споры и тяжбы судятся старшинами, тамата. Старшин выбирают из среды людей, пользующихся добрым именем и известных по бескорыстью и мудрости. Они дают присягу в том, что будут разбирать дела по совести и крайнему разумению, что не будут принимать подарков и проч. Старшины эти, люди почетные по летам своим, не имеют никакой определенной власти; обязанность их состоит более в преимуществе давать советы и наставления; но они не повелевают...» (Л.Я. Люлье).

«Главным основанием гражданского быта черкесского народа служили: оседлость, личное и имущественное обеспечение. Обычаи, получившие непреложную силу закона, определяли права каждого члена, права поземельной собственности и права наследства. Торговые сделки обеспечивались залогами и поручительствами. Для разбора тяжебных дел, решения общественных нужд и вопросов существовало народное собрание. Эти собрания, составлявшиеся не из представителей народа, а из всего народа, имели чисто демократический характер. Законодательная и распорядительные власти были в руках народа, а отсутствие главы в общественном управлении делало его республиканским» (Н.Ф. Дубровин).

facebook.com
 (голосов: 1)
Опубликовал admin, 3-06-2019, 21:32. Просмотров: 303
Другие новости по теме:
Черкессия. О Натухажцах, Шапсугах и Абадзехах, – Л.Я. Люлье
Царский генерал Н. Карлгоф о «народном собрании» (хасэ) черкесов (1845-1854 ...
Яганов: мы оказались в ситуации, когда два брата не могут разделить наследс ...
Законы княжеского совета Кабарды, - от XIV века нашей эры и позже
Черкесский военный совет во время Русско-Кавказской войны, - Теофил Лапинск ...