Архив сайта
Февраль 2020 (23)
Январь 2020 (31)
Декабрь 2019 (31)
Ноябрь 2019 (30)
Октябрь 2019 (31)
Сентябрь 2019 (30)
Календарь
«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Аннотация. В статье описываются элементы Майкопской археологической культуры, сохранившиеся в последующих культурах Северо-Западного Кавказа или проявляющиеся в современной культуре адыгов. Для этого привлекаются «пIуаблэ» – циновки из болотной травы, костюмный женский орнамент, керамика, мегалитическая погребальная архитектура, скульптурографические памятники – элементы художественной культуры адыгов, которые позволяют провести параллели с майкопской археологической культурой раннебронзового века.

Ключевые слова: погребальный обряд, гробница, циновка, мыжосын, тамги, «меотские таблетки».


Н.Г. Ловпаче: Майкопская культура и адыги





























N.G. Lovpache: Maykop culture and the Adyghes


Abstract. Maykop archeological culture elements which are marked in other the North-Caucasian cultures and visible in the Adyghes’ modern culture. «Puable» – mats made of swamp plants, female costume ornament, ceramics, megaliths burial archeology, choreography and sculpture – graphic monuments are shown. These elements of the Adyghes’s artificial culture let us observe a scientific bond with Maykop archeological culture of early Bronze era.

Keywords: burial ceremony, tomb, mat, lezginka, mizhosin, tamgas, «Meots’ pills».

Майкопская археологическая культура, которая существовала с последней четверти IV-гo тысячелетия до н. э. по последнюю четверть III-го, а, по мнению некоторых ученых, до рубежа III-II тысячелетий до н. э. [1: 171], названа по имени Майкопского кургана Ошад. Этот курган был раскопан в г. Майкопе Н.И. Веселовским, профессором Петербургского университета, в 1897 году.

Майкопская культура локализована на Северном Кавказе от Азовского и Черного морей на западе до города Гудермес на р. Терек на востоке [2: 129]. В настоящее время г. Майкоп является столицей Республики Адыгея, которая входит в состав Российской Федерации.

В прошлом адыги, известные всему миру как черкесы, большую часть истории проживали на Северо-Западном Кавказе, занимая территорию бассейна р. Кубани, центральную часть Северного Кавказа, Восточное Причерноморье до Адлера на юге и Восточное Приазовье.

Наибольшая концентрация памятников майкопской культуры тоже попадает на эту территорию, хотя в центральной части Северного Кавказа на «майкопской» территории проживали и проживают чеченцы, ингуши, осетины, балкарцы, карачаевцы, абазины, ногайцы. При этом известно, что с III-го тысячелетия до н. э. на Северо-Западном Кавказе не наблюдается глобальной смены населения и, таким образом, неизвестен народ, который мог бы жить на этом пространстве до древних предков адыгов [3: 413]. Но когда встает вопрос о глубоком этногенезе адыгов-черкесов и о связи их с майкопской культурой ранней бронзы, то, естественно, хронологический разрыв в тысячу лет пугает и кажется непреодолимым.

В настоящее время непрерывный этногенез адыгов по археологическим данным доведен до XI в. до н. э. [4: 59].

С другой стороны, основной исследователь дольменов В.И. Марковин, уверенно считал строителями кавказских испыунов (дольменов) древних предков абхазов и адыгов (черкесов) [5: 268]. Ученый начинал отсчет истории дольменов Кавказа с периода не позже середины III-го тысячелетия до н. э., то есть времени расцвета Майкопской культуры [6: 398].

К сожалению, отсутствие соответствующих материалов для антропологических сопоставлений «майкопцев» и черкесов пока не позволяет уверенно обозначить преемственную связь их культур. Но археологические материалы, особенно, произведения древнейших промыслов черкесов – гончарства, плетения циновок из болотной травы, ювелирного искусства, скульптурографики, геральдики – предоставляют возможность протянуть соединительную нить. Учёные обратили внимание на поразительное сходство циновок как элемента похоронного обряда, выявленных в разных курганных захоронениях. В Майкопских курганах близ г. Тимашевска найдены цветные циновки («пIуаблэ»), лежащие под покойниками. Их форма, размер, техника плетения, геометрический орнамент идентичны современным изделиям адыгских мастеров. До сего дня еще адыги практикуют подкладывание под покойника «пIуаблэ». Показательно и то, что «пIуаблэ» (плетенка) делается на традиционном ткацком станке вертикального типа – «хъупкъэ». На таком же станке выплетали циновки и майкопцы.

По другим материалам, связь культуры черкесов с майкопской более отчетливо обозначается не непрерывным эволюционным развитием, а через возрожденческие этапы. Так, наблюдается возрождение технологии сероглиняной майкопской керамики с голубоватым оттенком и бархатистой поверхностью в меотской культуре адыгов раннего железного века, а затем подобной керамики в раннесредневековом: гончарстве касогов — предков черкесов позднего средневековья [7: 108, 124].

Возрожденческие эпизоды замечаются в мегалитической архитектуре. В Причерноморской Шапсугии (шапсуги – адыгский субэтнос) открыт целый мегалитический некрополь из толосов с коллективными захоронениями позднего средневековья, повторяющими гробницы дольменной культуры II-го тысячелетия до н.э. Есть случай возрождения и шатровых гробниц Майкопской культуры [8: 48, 49; 5: 59].

Ювелирное искусство ранних меотов – предков черкесов раннего средневековья, продолжает или возрождает некоторые традиции майкопской культуры, в частности, звериный стиль. Схематично просматривается традиция антропоморфных скульптурно-графических надгробий от стел Нальчикской гробницы майкопской культуры и подобных изваяний из гробниц станицы Новосвободной в Адыгее через стелы Краснодарского солярия меотской эпохи к «мыжосынам» (каменным надгробиям) позднесредневековых шапсугов [9: 164].

Торевтика Анатолийской культуры Аладжа-Гуюк, иероглифы хеттов и халибов Малой Азии связываются с меотской знаковой системой на глиняных «таблетках»
прикубанских городищ, ближе – с клеймами средневековой керамики касогов-черкесов, и еще ближе – с тамгами (родовые и фамильные гербы) этнографических черкесов [10: 16].

То есть, черкесские тамги происходят от хеттских иероглифов. Основные исследователи майкопской культуры Р.М. Мунчаев и С.Н. Кореневский считают, что эта культура создавалась на местной северокавказской основе при ощутимом влиянии Передней Азии. По их мнению, пока невозможно дифференцировать майкопскую культуру между современными северокавказскими этносами, но в каком-то будущем такая возможность появится [2: 97].

Изложенные выше соображения, на взгляд автора, позволяют провести связь западного крыла майкопской культуры с автохтонами Северо-Западного Кавказа – адыгами (черкесами).

Литература:

1. Мунчаев Р.М. Майкопская культура // Археология. Ранняя и средняя бронза Кавказа. – 1994; его же: «Кавказ на заре бронзового века». – М., 1975.
2. Кореневский С.Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья. – М., 2004.
3. Пиотровский Б.Б. Предисловие // Меоты – предки адыгов. – Майкоп, 1989.
4. Шарафутдинова Э.С. Двуслойное поселение Красногвардейское II – памятник эпохи поздней бронзы начала раннего железа на Кубани // Меоты – предки адыгов. – Майкоп, 1989.
5. Markovin V.I. Der kurgan Psinako 1 / Raion Tuapse im Krasnodarer Land (Westkaukasus) / Zeitsihrift fur Archaologie. 27. – Berlin, 1993.
6. Марковин В.И. Дольменная культура и вопросы раннего этногенеза абхазо-адыгов. – Нальчик, 1974; его же: «Дольменные памятники Прикубанья и Причерноморья». – М., 1997.
7. Ловпаче Н.Г., Джанхот И.Ю. Новые дольменные памятники Западной Черкесии. – Майкоп, 1999; Ловпаче Н.Г. Художественная керамика средневековой Адыгеи. – Майкоп, 1995; его же: «Динамика художественно-ремесленных коммуникаций по археологии Северного Кавказа и Анатолии в древности» // Тезисы докладов XXV Крупновских чтений по археологии Северного Кавказа. – Нальчик, 2006.
8. Воронов Ю.Н. Древности Сочи и его окрестностей. – Краснодар, 1979.
9. Тешев М.К. Адыгские погребальные сооружения в развитом и позднем средневековье в Туапсинском районе на Черноморском побережье Кавказа // Вопросы археологии Адыгеи. – Майкоп, 1985.
10. Akurgal Ekrem. Hatti ve Hitti Uigarliklari. – Istambul, 1995.

Вестник науки АРИГИ, выпуск №19(43) – С. 75-83.


Н.Г. Ловпаче: Майкопская культура и адыги
 (голосов: 1)
Опубликовал admin, 13-11-2019, 18:16. Просмотров: 660
Другие новости по теме:
О связи адыгской и в целом кавказской с дольменной и майкопской культурами, ...
Нурбий Ловпаче: Мегалитическая архитектура майкопской и дольменной культур
Ученые Германии назвали Адыгею центром ранней бронзы на Северном Кавказе
В Тбилиси состоится археологический симпозиум по Майкопской культуре
В столице Адыгеи состоится презентация книги «Древний Майкоп»