Архив сайта
Декабрь 2020 (1)
Ноябрь 2020 (28)
Октябрь 2020 (32)
Сентябрь 2020 (32)
Август 2020 (33)
Июль 2020 (32)
Календарь
«    Декабрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Основой всех религиозных взглядов черкесов является вера в высшее существо.

Когда в кубанские области пришли племена из Индии, они принесли с собой свою культуру, вместе с тем свои религиозные взгляды, а именно: веру, наряду с богом, в существа, которые хоть и были по своему происхождению людьми, сумели приблизиться к божествам. Впоследствии на морском побережье Черкесии появились греки, и они принесли с собой веру в своих богов. Когда же в начале нашего летосчисления из [625] Палестины пришла новая вера, то она нашла плодородную почву для своего распространения в южной части Кавказа и на восточном побережье Черного моря. В этих местах возникла превосходная церковь.


Карл Кох о вере и религиозных представлениях черкесов





























Хотя арабы-фанатики и пытались распространить свою религиозную веру на Кавказе, все же христианская религия оставалась господствующей в Черкесии. Распространению христианской религии способствовало русское княжество Тьмутаракань, а позднее – господство грузин по всему Кавказу, особенно в период правления царицы Тамары. Татаро-монголам, стремившимся огнем и мечом внедрить на Кавказе ислам, не удалось склонить черкесов в свою веру. В настоящее время среди черкесов распространена христианская религия, смешанная с различными языческими верованиями.

Белл вместе с тем уверяет, что среди черкесов, особенно проживающих в долинах от Ваджа до Зутша, господствует магометанство.

Вера в единого бога, в неотвратимость судьбы и в недолгую жизнь на этом свете составляет основу религии черкесов. Благодаря выполнению различных обязанностей, а также уважению к старости, мужеству, гостеприимству и им подобным качествам черкесы ведут добродетельную жизнь и стараются проявить себя в этом направлении, чтобы получить право на блаженство после смерти. Чтобы заслужить милость, божью, черкесы стремятся помогать бедным и выполнять заповеди божий.

Для служения богу и его святым существуют определенные дни. Религиозные праздники длятся по-разному и начинаются приношением жертвы, обычно состоящей из различных кусков мяса скотины. Собственно духовные лица обычно при этом не присутствуют, и их место занимают старейшины с незапятнанной репутацией и образом жизни. Так как верующие впоследствии сами съедают жертвенное мясо, то эти пожертвования бывают многочисленными, и каждая семья вносит свою лепту. Место, где приносятся пожертвования, считается святым. Обычно это происходит в тенистой роще.

Если при этом присутствует духовное лицо, то оно шествует во главе процессии с непокрытой головой. По прибытии на место оно зажигает факел и благословляет пожертвования. После вышеописанной церемонии начинается собственно праздник, в котором участвуют все присутствующие, и каждый из них веселится на свой лад. При этом проводятся игры, танцы, скачки и устраивается застолье. Кушанья и напитки для пиршества приготовляются за день до этого, и духовное лицо их благословляет.

Большинство праздников или уходят своими корнями в доисторические времена и являются поэтому обрядами языческого происхождения; или же они оказались введенными лишь с началом проникновения христианской религии; или же они [626] видоизменились на христианский лад в процессе смешения религиозных верований.

Магометанский характер они носят лишь на севере, где ислам постепенно стал господствующим верованием, но и там христианские и языческие тем не менее тоже празднуются. Как правило, происхождение самого праздника бывает уже никому не известным, и его празднуют потому, что так повелось от дедов и прадедов. Если же мы исследуем это явление более внимательно, то можно найти соответствующее объяснение. Среди праздников христианского происхождения следует прежде всего указать на поклонение кресту.

Все те места, где имеется изображение креста, считаются святыми. Большей частью это руины церквей. В предшествующие времена был распространен обычаи выносить крест из разрушенных церквей и вешать его на большое дерево в какой-нибудь роще. С этих пор этому кресту поклонялись молодые воины, идущие в бой, и старейшины перед проведением народного собрания; двое любящих клялись здесь друг другу в своих чувствах; преступники, которым грозила кровная месть, находили здесь убежище, и никто им не мог здесь сделать ничего дурного; отец, сын которого был близок к смерти, приходил в эту святую рощу молить о спасении жизни сына и приносил в жертву свое оружие и так далее. Уважение перед святостью креста настолько широко распространено, что поэтому достаточно сделать из двух деревяшек крест, и поставить его, чтобы быть вполне уверенным, что с этого места никто ничего не унесет.

В определенные дни, большей частью шесть раз в год, в первое воскресенье февраля, апреля, июня, августа, октября и декабря повсюду распространено поклонение кресту, и все верующие идут в святую рощу молиться. Подобные церемонии описывают Белл, Дюбуа де Монпере и де ля Мотрен.

Черкесы не знают, что обозначает «крест», но они ему поклоняются, так как это делали их предки. Тюркские магометане напрасно пытались уничтожить обряд поклонения кресту у черкесов.

В тех областях, где господствует ислам, постепенно начинают все меньше поклоняться кресту; и бывали случаи, когда отдельные черкесы требовали уничтожить крест, но они встречали при этом у остального населения сильное сопротивление.

Другой праздник также христианского происхождения – почитание Марии – божьей матери – сильно распространен у черкесов. Мария называется у черкесов Мариам или Мэриам, и этот праздник, носящий название «Мэрем» или «Мэрейм», празднуется обычно в начале октября. Жертвоприношения состоят не из скота, а из различных мучных и медовых кушаний, преимущественно из пирогов, начиненных сыром (халива). В то время, как все это приносится в дар святой Марии, весь [627] народ молится о здоровье, плодородии и счастье. Этот праздник особенно любит молодежь; после жертвоприношения молодежь собирается и движется длинными рядами с пением и криками, переходя от дома к дому, требуя угощения. Вечером все собираются в открытом месте и предаются веселью до поздней ночи.

Третьим праздником христианского происхождения является освящение детей, вероятно, заменяющее крещение. Освящение ребенка заключается в том, что воспитатель или отец с обнаженной головой приводит сына на святое место, где висит крест, приближается к нему и приносит в жертву богу животное, подготовленное к закланию духовным лицом. Оно же кладет обе руки на голову ребенка, стоящего на коленях, и просит у бога его благополучия.

Четвертым праздником является пасха. Так же как и у людей, принадлежащих к греческой и католической церкви, у черкесов распространен обычай соблюдать перед пасхой строгий пост. Сама пасха празднуется в роще, освященной крестом, и сопровождается жертвоприношениями. После этого следует всеобщее веселье с тем различием, что в нем играют большую роль крашеные яйца. Каждая семья красит множество яиц по числу членов семьи и одаривает друг друга. Юноши часто вешают такое крашеное яйцо на шест и соревнуются в стрельбе. При этом тот, кто сумел попасть в него из ружья, получает определенный приз.

Как и у других христианских народов, у черкесов воскресенье является днем отдыха и радости. На Востоке оно называется поэтому «божьим днем».

Черкесы празднуют еще четыре праздника языческого происхождения, посвященные различным божествам и духам; это праздники богов грома, огня, ветра, воды и лесов. Нет сомнения в том, что эти божества первоначально были определенными святыми, которых впоследствии спутали с некими духами или богами.

Особенно почитается из этих полубогов бог грома, которого иногда путают с богом огня, похожим по названию. Первого называют Тишблей или Шиблей, а второго – Тлипсей, Тлибс или Тлепс. Вероятно, что этот праздник отмечается несколько раз в году. Большое количество людей собирается в этот день в святой роще, где заранее строится хижина. Жертвоприношение приносится на святом месте внутри хижины и состоит большей частью из козы, убитой громом. Духовные лица молятся богу грома и просят охранить их от его гнева. Весь народ принимает участие в молитве, после чего козья голова вешается на длинный шест. На этом кончается собственно этот праздник и начинается обычное веселье.

Праздник бога огня Тлепса проводится весной и является [628] одновременно праздником бога кузницы. Земледельцы рассматривают его как своего покровителя, так как он дает им плуг и мотыгу. Поэтому известные кузнецы, кующие оружие, заменяют духовных лиц на религиозных праздниках. Народ снова собирается и приносит жертвоприношения, состоящие из мучных кушаний и напитков. Одновременно оружие и сельскохозяйственные инструменты окропляются святым напитком.

Бог воды и ветра называется Сеозерес. Считается, что он раньше был известным человеком, много путешествовавшим и отличавшимся мудростью и добродетелями. Ему удалось собрать разрозненные ранее племена и распространить скотоводство, поэтому его особенно почитают пастухи. Во время своих путешествий он приобрел определенные знания, благодаря которым подчинил себе ветры и воды. Символом его служит сухое грушевое дерево, которое и почитается. Этот праздник проводится в конце весны; в горах жгут костры, приносят сухое грушевое дерево и втыкают его в землю. По числу присутствующих зажигаются огни. В жертву богу приносится несколько коз. Бога просят о том, чтобы в течение трех дней праздника не было ни дождя, ни ветра. После этого все предаются веселью.

Бог леса Мелитша рассматривается одновременно как бог пчел, и на этом празднике приносятся в жертву кушанья и напитки, приготовленные из меда.

Путешественники также имеют своего покровителя Зектша, которому они перед путешествием приносят в жертву козу или овцу.

Праздники и обряды магометанского происхождения бывают только на севере Черкесии, особенно у кабардинских черкесов и у черкесов, живущих к югу от Кубани, но и они обычно смешиваются с праздниками, описанными выше. Духовные лица обычно не умеют даже прочесть Коран. Их обязанности выполняют лезгинцы или татары западного побережья Каспийского моря. Они выполняют все церковные обряды и получают за это, как правило: один процент меда, десять процентов зерна, по одной скотине из тридцати голов рогатого скота и по одной козе или овце из сорока штук.

Преимущественно празднуются два главных праздника – Рамадан и Бейрам, и во время празднования последнего существует обычай посещать друг друга.

Отрывок из «Путешествия по России и в кавказские земли [в 1836, 1837 И 1838 гг».] apsnyteka.org
 (голосов: 1)
Опубликовал admin, 21-11-2019, 11:32. Просмотров: 741
Другие новости по теме:
27 сентября – Тхьэшхуэгухьэж – общенародный черкесский большой молебен – Тх ...
Почитание единого Бога – Тхьа, Тхьашхо в исконной религии адыгов (черкесов)
В Адыгее и Краснодарском крае Курбан-Байрам в этом году будут праздновать 6 ...
«Тхьэшхуэгухьэж» – главный обрядовый черкесский праздник, отмечался и в это ...
К вере черкесов в единого Бога – Тхьа, Тхьашхо (Тхьэ, Тхьэшхуэ) и учению Ха ...