Архив сайта
Апрель 2021 (19)
Март 2021 (32)
Февраль 2021 (30)
Январь 2021 (32)
Декабрь 2020 (35)
Ноябрь 2020 (30)
Календарь
«    Апрель 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Аннотация. Статья посвящена языку как природному явлению. Автор считает, что любое человеческое общество пользуется языком как даром, предназначенным для общения людей. Любой человеческий язык – естественное явление, он не врождён, не создан отдельным человеком или обществом. Вместе с тем человеческое общество, по мнению автора, имеет огромное значение для сохранения и развития «природного» языка, в том числе важны для этого человеческие голосовые связки, слух, мышление и сердце.

Ключевые слова: язык, слово, речь, природное явление, искусственный язык, литературный язык.


Язык – природное явление и средство общения в человеческом обществе, – Н.Т. Гишев





























Проблемой языка, его природой занимались философы, биологи, генетики, физики, филологи еще задолго до установления языкознания, как самостоятельной научной дисциплины. Однако до настоящего времени ни проблемы языка, как предмета языкознания, ни вопросы происхождения языка не решены. Перед деятелями различных наук, направлений и школ стояли те же проблемы, что стоят до сих пор. И дело не в том, что люди науки не пытались исследовать и раскрыть существующие проблемы. Они не находили между собой согласия, единого решения, то есть убедительных для всех аргументов в обосновании своих взглядов на природу языка. Вместе с тем мысли, которые могли бы служить обоснованием того, что язык является природным явлением, содержатся в рассуждениях многих исследователей.

В.А. Звегинцев писал о том, что выдвигаемые различные теории происхождения языка отражают общефилософские концепции различных ученых. Так, Руссо ставил возникновение языка в зависимость от общественной потребности и выдвигал положение о совместном развитии языка и мышления от первобытного «природного крика» к грамматике, к упорядоченному языку… К Руссо примыкает де Бросс, также настаивавший на общественной обусловленности появления языка… Гердер всячески подчеркивает связь возникновения и развития языка с возникновением и развитием мышления. Однако он изолирует язык от общества и сводит его создание к индивидуальному творческому акту [1: 22-23].

Выдающийся философ, филолог, языковед В. Гумбольдт писал, что язык «заложен в природе самих людей»…[2: 69] и подчеркивал «неразрывную связь мышления, органов речи и слуха с языком», которая «обусловливается первичным и необъяснимым в своей сущности устройством человеческой природы…» [2: 78].

Выдающийся языковед XIX в., основоположник натуралистического направления в языкознании Август Шлейхер в изучении развития языков применял точные методы естественных наук. Его натуралистические взгляды наиболее четко отражены в работах «Теория Дарвина и наука о языке», 1863 г. издания, а также в крупной монографии «Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков», изданной в 1861 г.

В своей работе «Немецкий язык» А. Шлейхер ставил вопрос: «Что такое язык?» – и тут же отвечал, что язык есть мышление, выраженное звуками. [3: 92]. Далее он установил связь языка с мышлением и самим человеком.

Другой великий французский языковед Фердинанд де Соссюр, основоположник многих новых направлений в языкознании, тоже ставил тот же прямой вопрос в своем «Курсе общей лингвистики». На свой вопрос он ответил своеобразно: «Язык – только определенная часть, правда, важнейшая речевой деятельности. Он, с одной стороны, социальный продукт речевой способности, с другой стороны – совокупность необходимых условий, усвоенных общественным коллективом для осуществления этой способности у отдельных лиц»… [4: 324]. Де Соссюр дальше разъясняет различие между речевой деятельностью и языком в целом: «Осуществление речевой деятельности покоится на способности, присущей нам от природы, тогда как язык есть нечто усвоенное и условное, следовательно, язык зависит от природного инстинкта, а не предопределяет его» [4: 335]. «…Наш голосовой аппарат предназначен для говорения в той же мере, как наши ноги для ходьбы» [4: 325].

Ученик Соссюра А. Сеше в работе «Три соссюровские лингвистики», изданной в 1940 г., в разделе «Критика курса общей лингвистики» пишет, что «Речь хранит нечто спонтанное и живое, что очень существенно. Ведь без этого ничто не было бы». Спонтанность и «живость» речи, по его мнению, бывает завуалирована развитием грамматических формул; в таких случаях речь часто кажется просто результатом функционирования языка, и тем не менее она всегда нечто большее. «Сначала была речь (parole)», т.е. «Сначала было слово», – напоминает он. Тот же автор о происхождении языка пишет: «Можно сказать, не пытаясь проникнуть в тайны происхождения языка, что у его истоков всегда окажутся естественные средства выражения, которые даны нам нашей психофизической природой» [5: 63].

Герой Социалистического труда, выдающийся языковед И.И. Мещаников, поддерживая В. Гумбольдта, писал, что «язык, зарождаясь в почтенной глубине человеческой истории, является созданием человека, но в то же время не является собственным созданием народов. Он представляет собою дар достававшийся народам благодаря их внутренним способностям…» [6: 353].

И наконец, выдающийся немецкий языковед Яков Гримм в своей лекции «О происхождении языка», пояснил, что «…древнейшие памятники санскритского или зендского языков, подобно памятникам еврейского языка или еще какого-нибудь, который хотят выдать за самый древний язык, на многие тысячелетия отстоят от момента действительного происхождения языка или от момента сотворения рода человеческого на земле» [7: 56]. Далее он отметил, «что язык по своему происхождению и развитию – это человеческое приобретение, сделанное совершено естественным образом…» [7: 58].

В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса мы читаем, что «…Язык так же древен, как и сознание» [8: 31-34]. Они утверждали, что язык и сознание… с самого начала есть общественный продукт – общественное явление. В дополнение они писали, что «в любом совершенно развитом языке естественно возникшая речь возвысилась до национального языка из материала, как в романских и германских языках, отчасти благодаря скрещению и смешению наций, как в английском языке, отчасти благодаря концентрации диалектов в единый национальный язык, обусловленной экономической и политической концентрацией…» [8: 427]. Положение о человеческом языке как о природном явлении просматривается и в следующем высказывании основоположников марксизма: «Но природа есть непосредственный предмет науки о человеке; первый предмет человека – человек – есть природа… Даже основной элемент мышления, элемент, в котором выражается жизнь мысли – язык чувственной природы» [9: 630].

Однако, на наш взгляд, язык не может быть общественным явлением в силу того, что человек, обладающий уже языком и пользующийся им в разговоре с другим человеком, существовал до появления общества. Вот, что пишет Ф. Энгельс по данному вопросу: «…с появлением готового человека возник вдобавок еще новый элемент – общество» [10: 134-136].

На полях работы «Немецкой идеологии» мы читаем следующую пометку К. Маркса: «Люди имеют историю потому, что они должны производить свою жизнь, и притом определенным образом. Это обусловлено их физической организацией, так же как и сознание» [8: 31-34].

Как видно, и здесь К. Маркс упоминает об «определенном образе», «обусловленном» физической организацией самих людей. Таким образом, любой авторитетный исследователь отмечает природное явление человеческого языка, приоритет языка в человеческой природе. Язык, сознание (мышление) вложены в человеческую (физическую) природу, а все необходимые для языка физические данные природа вложила в человека. Отсюда и следует наше утверждение о том, что язык – это природное явление.

Язык создан природой, чтобы люди могли общаться друг с другом. В силу этого язык и функционирует в человеческом обществе. Значит, человечество получает язык от природы, а получив его, сохраняет, развивает, затем по независимым от человечества причинам, язык умирает, как и любое природное явление. В течение жизни языка человек не властен изменить что-либо существенное в этом природном даре. Он может им лишь умело пользоваться.

Не отрицая роли человеческого общества в сохранении и развитии человеческой речи, мы в своих трудах часто используем выражение: язык – «природное явление». Отдельные люди «поправляют» нас с помощью другого популярного выражения: язык – «общественное явление». И здесь возникает необходимость дать ответ на вопрос: что в действительности собой представляет язык? Но если человек есть естественное явление, как и все остальные существа окружающего мира, то чем может являться его речь? Человек отличается от остальных живых существ тем, что в нем заложена мысль, он думает и передает свои мысли через язык – у него имеется слуховой, звуковой аппарат, которые заложены в нем природой. Создание обществом или личностью какого-либо языка нигде не фиксируется. В дополнение любой язык должен иметь свое географическое место обитания. Так, С.П. Залыгин в статье «Карамзинские начала. Универсальность творческой личности» о географии языка и возможности его создания писал: «…литература – это уже география хотя бы потому, что без географии нет и не может быть чьего-либо языка, что язык, минуя сферу общения народа, народом просто-напросто не может быть создан.

Правда, попытка создания языка была – это эсперанто. «Нынче такая попытка повторяется при создании языка космополитического, который уже совершает победное шествие по России утверждением таких слов, как дивиденд, дидактика, досье, нитронизация, каментация… и тысяч других, то и дело совершенно непонятных для миллионов людей…» [11: 9]. Однако, как известно, человек или общество не могут создать географию – место естественного обитания языка. Значит, они не могут создать и природный (естественный) язык. Язык и слово существовали до появления самого человека. Об этом четко сказано в Библии: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть [12: 100].

Что Слово было до появления человека в мире подтверждается и в Коране. Как правильно отмечает доктор математических наук, профессор кафедры математики Адыгейского государственного университета М.М. Шумафов, «Первый же Божественный Приказ, переданный Пророку Мухаммаду через Ангела Джабраила, начинается со слова «Читай» [13: 30].

Первые пять аятов, суры 96 Корана посвящены образованию; в них говорится:

«Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил –
сотворил человека из сгустка.
Читай! И господь твой щедрейший,
Который научил каламом,
Научил человека тому, чего он не знал…» [14: 520].

Как видно, приведенные аяты Корана, посвящены приобретению знаний посредством чтения священного писания. Для познания его содержания человеку даны слух, зрение, сердце. Слово «знание» упоминается в Коране более сотни раз. Причем оно включает в себя все стороны человеческой жизни. Слово же «знающие» («уляма») передается со смыслом «ученые», т.е. люди, посвятившие свои научные исследования раскрытию тайн окружающего мира, закономерностям природы.

Как отмечает М.М. Шумафов, «религия и наука никогда не противостояли и не противостоят друг другу, а наоборот, взаимно дополняли друг друга» [13: 33]. Надо отметить, что идеологи «атеистического общества» называли религию разновидностью общественного сознания и отказывались от ее применения в познании мира и всего сущего, считая ее ненаучной [13: 34]. Однако деятели марксизма-ленинизма в своих трудах не отрицали существование внешнего мира. Так, в частности, В.И. Ленин писал, что «опыт создает наше убеждение в том, что вещи, мир, среда существуют независимо от нас. Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира (выделено нами – Н.Г.), и понятно само собою, что отображение не может существовать без отображаемого, но отображение существует независимо от отображаемого» [15: 66].

Если это положение объяснить проще, то получится так: несмотря на то, что человек, заглянувший в зеркало, не отражался в нем ранее, он все же существовал. Так и слово (язык), отразившееся в человеческом мозгу, существовало задолго до своего отражения. В человеческом мозгу вырабатывается мысль, тесно связанная с языком (и речью). Отсюда ученые делают вывод о том, что язык – создание природы и является орудием мысли для общения с себе подобными. У человека язык (речь) – продукт мысли, передающийся в виде звуков через звуковой аппарат, созданный у человека природой, т.е. естественным путем. При этом формированию слова способствуют слуховой, зрительный, мыслительный и иные аппараты. Все перечисленные органы являются природными явлениями, в их число входит и язык, как внешнее звуковое отражение мысли.

Об этом в свое время писал и В.И. Ленин: «Мышление и сознание, – говорит Энгельс в «Анти-Дюринге», – суть продукты человеческого мозга… в «Людвиге Фейербахе» читаем: «…наше сознание и мышление… являются продуктом вещественного, телесного органа, мозга. Материя не есть продукт духа, а дух есть лишь высший продукт материи» [15: 85]. Вообще между «вещью в себе» и явлением природы нет принципиальной разницы. Различие их заключается в том, что познано, и еще не познано. В этом плане В.И. Ленин приводит убедительный пример, использованный Энгельсом при возражении Канту в утверждении о непознаваемости «вещи в себе»: «Вчера мы не знали, что в каменноугольном дегте существует ализарин. Сегодня мы узнали это. Спрашивается, существовал ли вчера ализарин в каменноугольном дегте? Конечно, да» [15: 102]. Значит, «существуют вещи независимо от нашего сознания, независимо от нашего ощущения, вне нас…» [15: 102]. Мы солидарны с выводом В.И. Ленина о том, что «Единственный и неизбежный вывод из этого, – который делают все люди в живой человеческой практике и который сознательно кладет в основу своей гносеологии материализм, – состоит в том, что вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела, что наши ощущения суть образы внешнего мира» [15: 103].

Если «утверждение естествознания, что земля существовала до человечества, есть объективная истина» [15: 124], то положение о том, что «В начале было Слово…» следует считать истинным положением Библии [12: 100]. Как известно, «основная посылка материализма есть признание внешнего мира, существования вещей вне нашего сознания и независимо от него» и, как считал В.И. Ленин, «…искажать или игнорировать основную посылку всего материализма, значит вносить в вопрос беспардонную путаницу» [15: 81].

Исходя из изложенного, мы остаемся при своих утверждениях о том, что человеческий язык является природным явлением, продуктом мозга (мысли), а не созданием человека или конкретного коллектива. При этом роль человеческого общества в усвоении, размножении и передаче языка из поколения в поколение, благодаря чему непрерывно развивается язык, мы никак не игнорируем. Признаем мы и тот факт, что общие понятия языка могут совпадать для всех языков, не различая их национальной принадлежности и что грамматический строй языка и систем языков носят национальный характер.

Таким образом, наша точка зрения относительно языков сводится к следующему: язык является природным данным, служащим между людьми для выражения мыслей звуковым языком. Язык – продукт мозга. Язык как природное явление мы осмысливаем через сравнения, сопоставления многочисленных предметов, вещей и явлений окружающего мира, а не чисто эмпирически.

Литература:

1. Звегинцев В.А. Очерк истории языкознания до XIX века // Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Часть I. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1960.
2. Гумбальдт В. О развитии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода // Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Часть I. – М., 1960.
3. Шлейхер А. Немецкий язык // Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Часть I. – М., 1960.
4. Фердинанд де Соссюр. Курс общей лингвистики // Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Часть I. – М., 1960.
5. Сеше А. «Три соссюровские лингвистики». «Критика «курса общей лингвистики» // Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Часть II. – М., 1965.
6. Мещанинов И.И. Введение к книге «Общее языкознание» (Цель и задачи общего языкознания) // Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Часть II. – М., 1965.
7. Гримм Яков. «О происхождении языка» // Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Часть I. – М., 1960.
8. К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. Сочинения. Издание второе. – М. 1955.
9. К. Маркс и Ф. Энгельс. Подготовительные работы для «святого семейства». Сочинения. Издание первое. – М., 1955. – Т. III.
10. Ф. Энгельс. Диалектика природы. – М., 1953.
11. Залыгин С.П. Карамзинские начала. Универсальность творческой личности // газ. Советская Россия, №21 (371), 8 декабря 2016 год.
12. Библия. Книга Священного писания. Ветхого и Нового завета. Канонические. В русском переводе с Параллельными Местами. – М., 1988.
13. Шумафов М.М. Взгляд на ислам через призму наук. – Майкоп, 2011. – 117 с.
14. Коран / пер. И.Ю. Крачковского. – 3-е изд. – Нальчик: Эль-фа, 2001.
15. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Материализм и эмпириокритицизм. – М., 1968. – Т. XVIII.

Вестник науки АРИГИ №24 (48) с. 154-159.
 (голосов: 1)
Опубликовал admin, 2-01-2021, 12:57. Просмотров: 217
Другие новости по теме:
Великий и могучий русский язык: слово «друг»
Великий и могучий русский язык: слово «подарок»
В Майкопе на международной конференции учёные обсудили адыгский язык и пись ...
Черкесский язык должен занять свое достойное место в числе других языков ми ...
В Интернете открыт сайт в помощь самостоятельному изучению кабардинского яз ...