Архив сайта
Апрель 2021 (13)
Март 2021 (32)
Февраль 2021 (30)
Январь 2021 (32)
Декабрь 2020 (35)
Ноябрь 2020 (30)
Календарь
«    Апрель 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Аннотация. В статье рассматривается героический эпос «Нарты» как уникальный языковой материал адыгской социальной и лингвистической культуры, а также блистательный образец эпического произведения мирового значения, оказавший огромное влияние на развитие адыгского языка, литературы, искусства. Анализируется лингвистика произведений современных адыгских писателей и поэтов. Материалом анализа являются языковые средства и формы художественных произведений современных адыгских писателей и поэтов.

Ключевые слова: литература, творчество, нарты, пщинатли, поэтика, эпос, фольклор, песни, родной язык, развитие, рассказ.


С.К. Кубашичева: «Нарты» – уникальный источник развития адыгской культуры





























Kubashicheva S.K.


The unique source of the development of the Adyg culture


Abstract. Ancient epos “The Narts” as a unique linguistic material of Adyghe social and linguistic culture is considered. It is a significantworld monument which had a great influence on the development of Adyghes’culture, literature and art. Linguistic of modern Adyghewriters and poets works areanalyzed. The items of linguistic analysis are language means and epic forms of Adyghe writers and poets’ works.

Keywords: literature, creative work, the Narts, pshinatli, poetry, epos, folklore, songs, native language, development, story.


На современном этапе развития культуры мы наблюдаем, как художественные традиции нартского эпоса оказали значительное влияние на формирование и характер философских идей адыгского народа, а также на изобразительное искусство, музыку и литературу. Героический эпос «Нарты» сыграл огромную роль в становлении и развитии адыгских литератур. Это поистине неиссякаемый родник для писателей и поэтов, источник из которого они черпают свои гениальные идеи и мотивы изобразительного искусства. Нартский эпос – мощный фактор развития современной культуры и искусства адыгского (черкесского) народа. В нем воплощен высокий образец морально-этических норм поведения нартов, их духовных и эстетических ценностей. «Нарты» – это богатейшая уникальная сокровищница, которая обогащает и одухотворяет современную жизнь, продолжает служить национальным кодексом чести, доблести и богатырского духа.

Не подлежит сомнению то, что «Нарт псэлъэжъ» является сокровищницей мудрости и блестящего ума для читателей, деятелей литературы и искусства, которые черпают сюжеты, пословицы и поговорки из этого неиссякаемого кладезя. Гениальные произведения эпоса содержат формулы народной мудрости, которые живут в произведениях писателей и широко используются в живой разговорной речи, а речемыслительный процесс это важный элемент, «который представляет собой социально-культурный и лингвистический феномен языкового сознания и мышления» [1: 64].

Нередко в средствах массовой информации слышны отклики о наших спортсменах-богатырях. Можно прочить такие, например, восторженные отклики в интернете:

В нем нартский дух! Славный парень, словно нарт! Бесстрашен, как нарт! Слово нарта – это дело! Нарт сроку не изменит, – и т.д.

Нартский героический дух всегда живет в художественном мышлении адыгского народа. Эпос «Нарты» является ценным источником развития и взаимообогащения различных жанров фольклора и литератур адыгских народов. Можно с уверенностью сказать, что нет ни одного адыгского писателя, который в своей творческой деятельности не обращался бы хоть один раз к философскому осмыслению этого великолепного эпического наследия. Произведения нартского эпоса передают новым поколениям жизненный опыт, героические деяния и высокие духовные ценности своих великих предков. “Это памятник мирового значения. Это автограф, полученный из рук самого народа” [2: 419].

Основой мотивов и сюжетов для многих известных произведений адыгских писателей служат духовно-нравственные, этические и эстетические принципы и нормы героического эпоса «Нарты». Так, в романе «Белая кувшинка», рассказах «Песня», «Подарок Маруха» и «Пшипий» писатель Дмитрий Костанов широко использует традиционные сюжеты адыгского фольклора.

Тембот Керашев создал произведения «Дочь шапсугов», «Одинокий всадник», «Месть табунщика», а также повесть «Абрек» по материалам поэтического творчества адыгов.

По своему художественному строю, лексическому богатству языка и образному мышлению близки к природе адыгских легенд роман «Ожбаноковы», повесть «Путь открыт» и рассказы Юсуфа Тлюстена.

Поэма «Заячья тризна», басни «Полевая мышь», «Волк и цапля», а также сюжет драмы «Кочас» и повести «Одинокий» Ибрагима Цея почерпнуты из эпического творчества народа.

В своем творчестве адыгейские писатели А. Евтых, И. Машбаш, Х. Ашинов, П. Кошубаев, Н. Куек нередко используют гиперболу, метафору, сравнение и все лексическое богатство из арсенала героического эпоса. Также использует гиперболу в своей поэме «Сказ об ауле», при изображении героев в стиле легендарных нартов Хамед Беретарь.

Неотъемлемой чертой всех художественно-эстетических изысканий Нальбия Куека является мифологизм. Писатель апеллирует к мифу эпоса не только в семантике, но и названиях, маркирующих концептуальный характер мифологем.

Оригинальный творческий поиск, выраженный через призму лирического и мифологического повествования, характерен для всей его эпики: это повесть «Черная гора» (1997), его выдающийся роман «Вино мертвых» (2002), и последняя повесть «Лес Одиночества» (2006), которая по характеру и приемам мифологизма вполне сопоставима с известнейшим романом Габриэля Маркеса «Сто лет одиночества».

Мифологема Леса является центральной, это выражение экзистенциального одиночества и символ вселенского универсума. Лес – это сакральное пространство, символизирующее хрупкий баланс добра и зла, гармонии и хаоса, начала жизни: «Лес размножается. Тени деревьев бродят поблизости в поисках. Деревья всегда в пути. Приходит срок к тем, которым уже пора собраться в лес, и они становятся лесом» [4: 423].

Читатель видит, что люди, животные, деревья, мифологические персонажи, то есть все обитатели Леса чувствуют себя бесконечно одинокими. Образы жителей Леса Одиночества мифологизируются. Таковы мужественный воин Осмез, не знающий страха, воплощающий эпические черты богатыря – нарта. Это отшельник Люкат, попавший в Лес после того, как враги убили его семью и сожгли его аул. Со временем, общаясь с сакральным огнем, как мощной очищающей стихией, Люкат преображается. Огонь выжигает в нем все негативное, и он превращается в лучистое существо. Также это образ необузданной силы и агрессии – мифологическое существо, полусобака, полуконь Хэш. Он является воплощением мифо-эпических традиций и авторского творчества.

С одной стороны, в мифопоэтическом контексте повести актуализируется мифологема Одиночества, имеющая идейно-эстетическую значимость. Посредством мифологем Леса и Одиночества, реализуется философские идеи писателя, его размышления о вечном противостоянии добра и зла.

С другой стороны, этой негативной атмосфере и пространству леса Одиночества противостоит гармоничная, созидательная энергия любви жителей соседнего адыгейского аула, которые заняты созидательным трудом на своей земле. Отважный, благородный юноша Темтеч и его возлюбленная красавица по имени Дахана, («дахэ» – «красивая») воплощают лучшие черты традиционных эпических героев. Так автор завершает повествование победой света, добра и жизни.

Таким образом, в повести Нальбия Куека «Лес Одиночества» прослеживается связь с мифологическим эпосом в заглавии, сюжетно-композиционной структуре, в использовании мифологических мотивов, образов, а также метафор и символов.

Эпическим пафосом наполнены строки о нартах в повести Аскера Евтыха «Аул Псыбэ». Традиционные изобразительные средства оживляют экспрессию и усиливают эмоциональное воздействие на читателя в произведениях Х. Гошокова, А. Шортанова, А. Шогенцукова и других кабардинских писателей.

В стиле традиционного адыгского эпоса о нартах Алим Кешоков создает лирико-драматическую поэму «Земля молодости», где во всем своем величии выступают поэтические герои-нарты Бадыноко и Ащамез. Также в романах «Грушевый цвет» и «Сломанная подкова» А. Кешоков щедро обогащает повествование горскими легендами, народными пословицами и поговорками, красочно и поэтично описывает природу Кавказа.

Адыгейские писатели и поэты высоко ценят языковое богатство сказаний нартского эпоса как источник народного творчества. Так, известный писатель Исхак Машбаш восхищено отзывался о поговорках: «Я всегда думаю о том, сколько народной мудрости содержится в пословицах и поговорках. И когда я пишу, и когда разговариваю – они большие мои помощники» [3: 19].

В адыгейском языке много пословичных речений, излагаемых в современной интерпретации. Они являются отражением мировосприятия, понимания природы и жизни, соотношений между старым и новым. Например:

Къэмыхъугъэм хахъорэп –
Кто не родился, тот не растет.
Ошъуапщэ щымыIэу ощх къещхырэп –
Нет дождя без туч.
Жьыбгъэ къемыпщэу къурэ сысырэп –
Без ветра былинка не колышется.
Акъыл зиIэм джэгъогъу иI –
Умному всегда найдется партнер по игре.
Нахьыжъ зиIэм унашъо иI –
У кого (есть) старики, у того порядок.

В своих стихотворениях «Сосрыкъо» и «Адииху» замечательный и талантливый поэт Курмен Тугуз очень искусно использовал универсальный прием гиперболизации в изображении мифологических чудовищ, с которыми сражаются богатыри из нартских песен и сказаний.

Стихотворение «О, нарты! Как вас было много» кабардинской писательницы Инны Кашежевой с огромной любовью говорится о многовековой мудрости адыгов. Поэтесса обращается к своим предкам, вдохновенно воспевает честь, доблесть и славу эпических героев:

Сосрыко и ты, Бадыноко!
Отважные предки мои!
Без вас было б мне одиноко
В поэзии, в жизни, в любви.

Нартский эпос и сегодня является неиссякаемым источником для всех деятелей культуры и искусства. Современные адыгские ученые, лингвисты, писатели и поэты, драматурги и композиторы, музыканты и певцы обращаются к народному шедевру для дальнейшего его осмысления в условиях настоящей действительности и создания музыкальных и художественных произведений.

По мотивам сказания из эпоса «Нартхэр» Залимхан Аксиров написал пьесу о легендарной носительнице счастья «Даханаго». Эта постановка была переведена на русский язык. Пьеса вышла отдельной книгой, которая неоднократно переиздавалась. Также на сцене Кабардино-Балкарского драматического театра был поставлен балет «Даханаго».

Все произведения героического эпоса являются основой духовного развития и воспитания нового поколения. Так, сокровищница мировой культуры «Нартхэр» входит в программу общеобразовательных школ и высших учебных заведений. Героический эпос «Нарты» знают адыги, проживающие во многих зарубежных странах. Государственные ансамбли песни и танца «Нальмэс» и «Исламей» исполняют танцы и композиции о нартах, а также нартские пщинатли, которые пользуются огромным успехом у зрителей.

Пщинатли о легендарных нартах Саусырыко, Патарезе, Шабатыныко, Ащамэзе, Тлепше, Сатанэй-Гуаще, Адыиф обогащают репертуар как самодеятельных, так и профессиональных художественных коллективов, вдохновляют современных художников, композиторов, драматургов и музыкантов.

Таким образом, огромная роль и ценность героического эпоса «Нарты» состоит в том, что он оказывает большое влияние на развитие языка, литературы, искусства и культуры в целом.

Литература:

1. Кубашичева С.К. «Вестник» Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». Вып., №4 (227). – Майкоп, 2019.
2. Тресков И.В. Взаимоотношения народных поэтических культур. – Нальчик. 1979.
3. Шаззо К.Г. Ступени. – Майкоп, 1991.
4. Куек Н.Ю. Лес Одиночества. Собрание сочинений в 8 т. – Том 1. – Майкоп, 2011. – 582 с.

Вестник науки АРИГИ №19 (43) с. 35-38.
 (голосов: 0)
Опубликовал admin, 3-01-2021, 12:27. Просмотров: 256
Другие новости по теме:
"Жизнь для народа", - к годовщине смерти Аскера Гадагатля
Нарты устраивали богатырские игры у горы Ошхамафэ (Справка)
Ушел из жизни Аскер Гадагатль
Адыгский эпос "Нартхэр" – многовековая память народа, - А.М. Гадагатль
В Адыгее готовится к изданию собрание сочинений Нальбия Куека