Архив сайта
Декабрь 2021 (3)
Ноябрь 2021 (31)
Октябрь 2021 (32)
Сентябрь 2021 (32)
Август 2021 (34)
Июль 2021 (34)
Календарь
«    Декабрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


В VIII-Х вв., судя по данным арабских, византийских и русских источников, предки адыгов выступали как крупная политическая сила на Северном Кавказе. Живший во второй половине VIII – начале IX в. византиец Феофан знал Зикхию уже как значительную страну на восточном берегу Черного моря.

О местонахождении зихского города Никопсиса





























Зихию называет и Епифаний Константинопольский. Относительно хорошо был осведомлен о ней византийский император Константин Багрянородный. Зихия представлялась ему населенной и возделанной страной. По его данным, она простиралась от Укруха (старое, черноморское, русло Кубани) до реки Никопсис, на которой находился одноименный город-крепость, на 300 миль (одна римская миля ранняя – 1,481 км. Одна римская миля поздняя – 1,4835 км). Это и была, по Константину, граница между Зихией и Абазгией. Исходя из этого, можно предположить, что юго-восточная граница Зихии в Х в. проходила где-то по территории современной Абхазии.

Никопсис Константина Багрянородного принято отождествлять с известным по письменным источникам VII-IX вв. зихским городом того же названия. На рубеже VII-VIII вв. этот Никопсис (Никопсия) являлся основным центром православия в Зихии, а также городом, где находилась кафедра Зихской епархии константинопольского патриарха. К ней, кроме собственно Зихской, относились Боспорская и Херсонская епархии.

В списке епархий, составленном перед 787 г., Никопсия именуется центром Авазгской епархии, но в списках IX в. Никопсию снова называют центром Зихской епархии. Значение города как религиозного центра определялось и тем, что в нем, согласно церковной письменной традиции, был погребен Симон Канонит, один из апостолов Христа, именем которого еще в X-XI вв. здесь был воздвигнут храм.

Монах Епифаний, побывавший в Никопсии, рассказывал, что есть «гробница, имеющая надпись Симона Канонита в Никопсисе Зикхейском; она также с мощами». Во второй половине Х в. кафедра Зихского митрополита уже оказалась перенесенной из Никопсии в Тмутаракань. Но город продолжал существовать, так как его упоминали грузинские источники первой половины XIV в.

Местонахождение Никопсиса VII-IX вв. источниками не называется. Грузинский историк Леонти Мровели, которому приписывается хроника «Жизнь картлийских царей» (XI в.), говорил о Никопсисе как городе «на рубежах Греции». Вставка XVIII в., источником которой была устная традиция, конкретизировала расположение города согласно новым реалиям: между Абхазией и Джигетией и также связывала его с местом погребения Симона Канонита.

Вопрос о нахождении Никопсиса Константина Багрянородного, следовательно и границы между Зихией и Абазгией в исторической науке решался неоднозначно. Такие авторы, как Фредерик Дюбуа де Монперэ, Ф.К. Брун, Б.А. Куфтин, З.В. Анчабадзе, Л.И. Лавров, высказались в свое время за локализацию Никопсиса в устье реки Нечепсухо (шапсугское название Негепсухо), что примерно в 20 километрах на северо-запад от Туапсе, в поселке Новомихайловском.

Их аргументы основывались на выдвинутом ими же лингвистическом сходстве названий Никопсис и Нечепсухо, а также на существовании в указанном месте развалин раннесредневековой крепости, которая у местного населения носила название Дузе-кале. Правда, археолог А.А. Спицын, описавший в 1905 г. инвентарь раннесредневекового могильника с территории крепости, и А.А. Миллер, обследовавший в 1907 г. саму крепость, не связывали ее с Никопсисом. Не смогли установить этой связи и участники историко-археологической экспедиции института АН Грузинской ССР, исследовавшие этот памятник в 1951 г.

Большинство отечественных исследователей Западного Кавказа, в том числе П.С. Уварова, С.В. Чернявский, А.Н. Дьячков-Тарасов, Д.Г. Гулия, А.В. Фадеев, а также Ш.Д. Инал-Ипа, соотносили Никопсис со средневековым городом-крепостью Анакопией, находившимся вблизи современного поселка Новый Афон. Исторические сведения, остатки христианских храмов, эпиграфические памятники говорили об Анакопии как о значительном очаге христианства на Западном Кавказе.

Именно здесь, в продолжение историко-культурной традиции, русские монахи из Афона, что в Греции, построили в конце XIX в. монастырь, назвав его Новоафонским Симоно-Канонитским. В то же время монахи реставрировали христианскую святыню – храм Симона Канонита, содержащий якобы мощи апостола.

В подтверждение вышеизложенной точки зрения приводились также исторические топонимы, связанные с Анакопией. Так, на итальянских картах XIV-ХVI вв. ойконим Анакопия значился в формах: Никофия, Никоффа, Никопсия, Акафа, Анакопия. С Анакопией увязывались и следующие топонимы: Нисохия, Никополь, Никопия, Никопсис, Анакопси и некоторые другие.

Долгое время вторая версия, связывавшая Никопсис Константина с Анакопией, господствовала в специальной литературе. Однако в академической «Истории народов Северного Кавказа» (1988) в ранг официальной, со ссылкой на З.В. Анчабадзе, возведена (без упоминания других мнений) точка зрения, согласно которой Никопсис (и соответственно граница Зихии и Абасгии) находился в Туапсинском секторе Черноморского побережья.

В последние годы своей жизни над этой проблемой работал доктор исторических наук профессор Ю. Н. Воронов (трагически погиб в 1995 г.). Он высказал мнение, что северо-западная граница Абхазского царства (она же граница между Абасгией, крайней на северо-западе областью царства, и соседним политическим образованием Зихией) проходила у современного поселка Цандрипш (Абхазия). Ученый, в частности, считал, что «перевод миль в километры позволяет помещать Никопсию на месте населенного пункта Цандрипш (Гантиади).

Среди аргументов в пользу этого утверждения профессор Воронов называл результаты раскопки Цандрипшской базилики VI в., основательно перестроенной в IX-Х вв. Во время археологических работ, указывал археолог, здесь был найден и обломок мраморной плиты с греческой надписью, от которой сохранился конец слова (Аб)асгиас.

Т. Половинкина, facebook.com
 (голосов: 1)
Опубликовал admin, 22-09-2021, 23:04. Просмотров: 200
Другие новости по теме:
«Новый Афон – центр Зихской епархии», – из публикаций Альмира Абрегова
Отрывок из книги Руслана Бетрозова «Адыги. Возникновение и развитие этноса»
Грузия определила этническую принадлежность джигетов и Джигетии с помощью с ...
К вопросу о происхождении княжеской династии Черкесии, – Ф.А. Озова
Садзы – джигеты. Происхождение и историко-культурный портрет абазинского су ...