Юсеф Яхья Маканай историю всей своей жизни рассказал, а точнее предсказал, учась в пятом классе, на уроке географии. Когда учитель, показывая указкой на карту мира, обратился к ученикам с вопросом «почему Аляска находится на обоих полушариях?», вызвался ответить лишь один ученик из всего класса. И ответил правильно. Учитель похвалил Юсефа и спросил: «Ты кто по национальности?»

– И ты знаешь, где находится родина твоих прадедов?
Яхья вышел к карте мира и провел указкой.
– Это Кавказ. Крошечный кусочек земли, это географически. А по нашей к нему любви он огромен, и нет краше и роднее на всей планете.
– Если бы каждый из нас так любил свою Родину и гордился ею, – сказал учитель, обращаясь ко всему классу, – наша земля уже давно превратилась бы в рай. А кем ты хочешь стать, Юсеф?
В те годы все мальчишки (а урок географии проходил в 5-м классе одной из амманских школ в Сирии), мечтали стать летчиками, моряками, офицерами.
– Я стану врачом и уеду на родину – на Кавказ, – ответил Юсеф.
Учитель был настолько поражен таким не по годам мудрым ответом Юсефа, что на своей визитке (тогда это была «личная карточка педагога») написал: «Моему лучшему из учеников с пожеланиями, чтобы все сказанное им сбылось».
Откуда было знать 12-летнему мальчику, что его дальнейшая жизнь сложится именно по этому сценарию, остается загадкой. Но все сказанное им исполнилось точь-в-точь.
Отец Юсефа был военным, мама занималась воспитанием детей, а в семье их было девять. Если на улице, в школе, в магазине детвора разговаривала на арабском, то дома, в кругу семьи, друзей – только на черкесском языке. По черкесским обычаям игрались свадьбы, отмечались другие знаменательные даты.
В семье Юсефа, как и в других черкесских семьях, всегда помнили свою родословную – до седьмого колена, чтили своих предков. Прапрадед Юсефа родом из Шапсугии. В связи с трагическими обстоятельствами он вынужден был перебраться в аул Вочепший и даже сменить фамилию со Шхалях на Кушу. Когда произошла депортация их семьи в Турцию, а затем переезд в Иорданию, дедушке Юсефа было семь лет, и он, конечно же, хорошо запомнил и свой родной аул, и свою историческую родину. Уже в почтенном возрасте он говорил своим внукам:
– Можно сменить имя – как мое в детстве – с черкесского Шорух на арабское Джалил, фамилию, выучить другие языки, но родину, память не сменишь. Родина – это где глубоко в землю ушли корни твоего рода, где живет твой народ, где по земле босиком пройдешь – она, как мать, на себя примет твои недуги, где священные могилы предков, все остальное – места проживания.
По маме Юсеф из черкесского рода Пшиший. У переселенцев было принято жениться только на черкешенках: для сохранения рода, языка, культуры.
Успешно окончив школу, Юсеф имел возможность пойти учиться, куда пожелает. Юношей он профессионально занимался футболом и получил приглашение стать студентом экономического факультета Иорданского университета. Но Юсеф не изменил своей детской мечте – учиться, а затем и жить в России, на Кавказе. Через советское общество мигрантов «Родина» он получил направление на учебу в Ростовский мединститут, где студентом и встретил свою единственную, свою будущую жену Светлану Хамукову из Майкопа. В Майкопе Юсеф тайно (въезд в те годы в город иностранных граждан был запрещен) побывал, еще учась на третьем курсе. Он сдружился с ребятами, здешними черкесами, – студентами мединститута, расспрашивал их об Адыгее и с огромным интересом слушал их ответы, еще бы, ведь это касалось его родины! И тогда кто-то из его однокурсников предложил съездить в Майкоп. Так, нелегально, и произошла его первая встреча с родиной.
Это потом уже, спустя много лет, обжившись в Майкопе, став известным – одним из лучших в ортопедии врачом высшей квалификационной категории, Юсеф скажет:
– Мой путь на родину не был легким.
Для родины он долгие годы был не родным сыном, а иностранцем. Чтобы жениться на Светлане, ему пришлось несколько раз ездить в Москву, в посольство, подписывать множество документов, неоднократно общаться с сотрудниками особого отдела. После проверок, запросов, личных бесед им все же дали разрешение на брак. Получив «добро» от государства, Юсеф отправился знакомиться с родителями Светланы в Майкоп. И подготовился к этому событию обстоятельно, рассказал им об истории своей семьи, о своей детской мечте, о планах на будущее.
Окончив мединститут, Юсеф поехал в Иорданию, сдал международный экзамен врачевания, получил лицензию, а затем вернулся в Адыгею. Он хорошо помнит и свой первый рабочий день – 21 января 1991 года – в качестве врача Адыгейской республиканской больницы. К тому времени у Юсефа и Светланы уже родился сын Ислам.
Молодая семья снимала жилье, Светлана еще только заканчивала мединститут. Зарплата врача маленькая, но они преодолели все трудности. Юсеф не из тех, кто отправится просить что-то для себя: льгот ли, помощи. Человек самодостаточный, он привык добиваться всего сам.
– Я – черкес, и этим все сказано, – шутит Юсеф.
Он с глубокими уважением относится к своим наставникам в медицине – учителям Р.А. Тлепцуку, З.Д. Женетлю, М.С. Болокову. Под их началом он делал свои первые самостоятельные шаги в профессии врача ортопеда-травматолога.
Уже выросли дети Юсефа и Светланы. Ислам – студент Санкт-Петербургского университета мировой экономики. Дочь Самира мечтает стать журналистом, в одном из номеров газеты «Советская Адыгея» был опубликован ее материал «Я горжусь своими предками».
Юсеф Яхья со всей семьей каждый год приезжает в гости к родителям в Сирию. Он свободно владеет четырьмя языками, бывает в Америке, других странах. И где бы он ни оказался, в какую страну ни приехал, на вопрос «вы откуда?» отвечает: «Из России, из Адыгеи, я – черкес».
elot.ru