
Тем не менее, в обращение говорится, что «Адыгэ Хасэ» просит, чтобы Тхакушинов совместно с главами КБР и КЧР проработал вопрос по включению «наших республик… в перечень территорий расселения соотечественников в соответствии с государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников Российской Федерации, проживающих за рубежом».
Вторым пунктом в письме предлагается: «Внести в Правительство РФ предложение о принятии постановления Правительства РФ «О неотложных мерах государственной поддержки черкесов (адыгов) из Сирийской Арабской Республики в РФ».
И наконец, третье: «Решить вопрос о включении в закон о бюджете Республики Адыгея на 2014 и на 2015-2016 годы строки, предусматривающей определенную сумму с учетом прогноза на прием и обустройство соотечественников из Сирии в 2014 и последующие годы».
И всё в этом письме, как и в предыдущих, было бы хорошо, если б не одно обстоятельство. Возможно, мало, кто об этом знает, но между кабинетом Тхьаматэ ОД «Адыгэ Хасэ» Адама Богуса и кабинетом главы республики лишь пять минут ходьбы. А раз так, то члены исполкома вышеозначенного «Адыгэ Хасэ» пользуются таким очевидным преимуществом, посещают «высокий» кабинет, решают какие-то важные вопросы.
Ведь если б вопросы там не решались совсем, туда из офиса Хасэ никто не ходил бы. Значит, тет-а-тет какие-то все-таки решаются. Но, видимо, не такие, как проблема переселения сирийских черкесов.
Если же вопросы все-таки не решаются, то, известно, что их легче не решать посредством бюрократической переписки. Хасэ к тому же с помощью подобных обращений легко показать, что оно очень старалось сделать все как надо, но у него не получилось. И главе республики комфортно: можно не отвечать на письма, отвечать с задержкой, отвечать в срок, но неопределенно и т.д.
Согласимся, очень удобный способ отношения к проблеме, особенно такой, которая должна была быть решена не менее года назад. Тем более, что это, кроме всего прочего, великолепный пиар-ход.
Замечательно, что в тот же день 29 мая, можно сказать, весь мир облетела другая новость. Она озвучена так : «128 граждан России и стран СНГ покинули Сирию на борту самолета Ил-62 МЧС России. Самолет МЧС вылетел в Москву из Латакии…».
И если первая новость, так сказать, для внутриадыгского пользования, то вторая – несомненно, для международного, мирового. Более того, она является как бы ответом на первую.
А как же? Ведь не все забыли о том, что сразу после начала масштабных военных действий в Сирии именно черкесы России первыми забили тревогу о соотечественниках в этой арабской стране. И не только о черкесах-соотечественниках, но всех российских гражданах.
В этом смысле, даже прочитав обе новости, сторонний, скажем, европейский наблюдатель должен будет задаться вопросом: о каких еще соотечественниках продолжают твердить черкесы из Майкопа? Ведь Россия не только о них – в дополнение и о гражданах стран СНГ – уже проявляет отеческую заботу. Что черкесам еще надо?
И этому, как мы сказали, европейскому наблюдателю самостоятельно найти ответ на вставший перед ним вопрос будет нелегко. Да и письма он разъяснительного не получит, так как в столице Адыгеи регулярная переписка уже хорошо отлажена…
Аслан Шаззо,
natpress